Рабочая программа курса внеурочной деятельности Физика за страницами учебника

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(1D 5175394)
Физика: за страницами учебника
для обучающихся 7-8 классов

с. Чернозерье
2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ФИЗИКА: ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА"
Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. В рамках
реализации ФГОС ООО внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной системы обучения, и
направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательных программ основного общего образования. Реализация рабочей программы занятий внеурочной деятельности по физике «Физика: за страницами учебника»
способствует обще интеллектуальному направлению развитию личности обучающихся 7- 8-х классов.
Физическое образование в системе общего и среднего образования занимает одно из ведущих мест. Являясь фундаментом научного миропонимания, оно
способствует формированию знаний об основных методах научного познания
окружающего мира, фундаментальных научных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления природы и техники.
Модернизация современного образования ориентирована на формирование у учащихся личностных качеств, социально значимых знаний, отвечающих динамичным изменениям в современном обществе. Необходимо повернуться к личности
ребенка, к его индивидуальности, личностному опыту, создать наилучшие условия для развития и максимальной реализации его склонностей и способностей в
настоящем и будущем. Гуманизация, индивидуализация и дифференциация образовательной политики стали средствами решения поставленной задачи.
Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества
личности. Учитель при этом становится организатором познавательной деятельности ученика, стимулирующим началом в развитии личности каждого школьника. Дифференциация предполагает такую организацию процесса обучения,
которая учитывает индивидуальные особенности учащихся, их способности и интересы, личностный опыт. Дифференциация обучения физике позволяет, с одной
стороны, обеспечить базовую подготовку, с другой — удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.
Основным направлением программы является комплексный подход,
направленный на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов, получение знаний, умений и навыков в процессе занятий внеурочной
деятельности на базе теоретического материала, рассмотренного на уроках в
школе. Курс «Физика: за страницами учебника» ориентирован, прежде всего, на
организацию самостоятельного познавательного процесса и самостоятельной
практической деятельности учащихся. В программе представлена система практических заданий постепенно возрастающей сложности по курсу физики основной школы. Курс предусматривает решение теоретических и практических задач

на основе систематизации имеющегося теоретического багажа знаний по физике
и математике, знакомство с основными методами решения физических задач, выработку навыков решения нестандартных заданий, проектирование и создание
приборов и физических устройств. В программе реализуются межпредметные
связи с химией, биологией, историей, литературой, географией; создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, развития их интеллектуальных, творческих способностей в процессе решения физических задач,
прикладной практической деятельности и самостоятельного приобретения новых
знании.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"ФИЗИКА: ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА"
Опираясь на индивидуальные образовательные запросы и способности каждого ребенка при реализации программы внеурочной деятельности по физике
«Физика: за станицами учебника», можно достичь основной цели - развить у обучающихся стремление к дальнейшему самоопределению, интеллектуальной,
научной и практической самостоятельности, познавательной активности. Данная
программа позволяет обучающимся ознакомиться с методикой организации и
проведения экспериментально-исследовательской деятельности в современном
учебном процессе по физике, ознакомиться со многими интересными вопросами
физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы,
расширить целостное представление о проблеме данной науки. Экспериментальная деятельность будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации
данной программы является стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, думать, экспериментировать в условиях школьной лаборатории,
а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённым вопросам. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне
повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий
представляет собой введение в мир экспериментальной физики, в котором учащиеся станут исследователями и научаться познавать окружающий их мир, то
есть освоят основные методы научного познания. В условиях реализации образовательной программы широко используются методы учебного, исследовательского, проблемного эксперимента. Ребенок в процессе познания, приобретая
чувственный (феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения и
впечатления. Эти переживания пробуждают и побуждают процесс мышления.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за
рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме
данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют
дальнейшей социальной адаптации в обществе. Необходимо построить обучение
так, чтобы максимально развить заложенные природой способности ученика к

определённым видам деятельности, так как какими бы феноменальными ни были
задатки, сами по себе, вне сферы обучения и вне деятельности они развиваться не
могут. Поэтому целями программы занятий внеурочной деятельности по физике
«Физика: за страницами учебника» для учащихся 7-8-х классов являются:
• развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей в процессе решения практических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
• формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций -учебно-познавательных, информационно-коммуникативных, социальных, и как следствие компетенций личностного самосовершенствования;
• формирование предметных и метапредметных результатов обучения, универсальных учебных действий;
• воспитание творческой личности, способной к освоению передовых технологий и созданию своих собственных разработок, к выдвижению новых идей и
проектов;
• реализация деятельностного подхода к предметному обучению на занятиях внеурочной деятельности по физике.
Особенностью внеурочной деятельности по физике является то, что она
направлена на достижение обучающимися в большей степени личностных и метапредметных результатов.
Для реализации целей курса требуется решение конкретных практических
задач. Основные задачи внеурочной деятельности по физики:
• выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
• формирование представления о явлениях и законах окружающего мира, с
которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни;
• формирование представления о научном методе познания;
• развитие интереса к исследовательской деятельности;
• развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
• развитие навыков организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
• создание условий для реализации во внеурочное время приобретенных
универсальных учебных действий в урочное время; развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

 расширение рамок общения с социумом;
 формирование навыков построения физических моделей и определения

границ их применимости;
• совершенствование умений применять знания по физике для объяснения
явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий;

• использование

приобретённых знаний и умений для решения практических, жизненных задач;
• включение учащихся в разнообразную деятельность: теоретическую,
практическую, аналитическую, поисковую;
• выработка гибких умений переносить знания и навыки на новые формы
учебной работы; развитие сообразительности и быстроты реакции при решении
новых различных физических задач, связанных с практической деятельностью.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ФИЗИКА: ЗА
СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА" В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Предлагаемая программа внеурочной деятельности в 7-8 классах проводится 1 час в неделю рассчитана на 1 год обучения.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ФИЗИКА: ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА”
Реализация программы внеурочной деятельности «Физика: за страницами
учебника» предполагает индивидуальную и групповую работу обучающихся,
планирование и проведение исследовательского эксперимента, самостоятельный
сбор данных для решения практических задач, анализ и оценку полученных результатов, изготовление пособий и моделей. Программа предусматривает не
только обучающие и развивающие цели, её реализация способствует воспитанию
творческой личности с активной жизненной позицией. Высоких результатов могут достичь в данном случае не только ученики с хорошей школьной успеваемостью, но и все целеустремлённые активные ребята, уже сделавшие свой
профессиональный выбор. В начале учебного года обучающимся предлагаются
темы для проектно-исследовательской деятельности. Обучающиеся объединяются в группы или работают самостоятельно над проектом в течение учебного
года, получая консультации учителя и имея возможность обсудить промежуточные результаты в группе на еженедельных занятиях. В рамках еженедельных занятий обучающиеся планируют эксперименты, проводят их, обсуждают
результаты, решают экспериментальные задания, задачи различных форм и типов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ФИЗИКА: ЗА
СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА"
ный.

1. Физический метод изучения природы: теоретический и эксперименталь-

Определение цены деления приборов, снятие показаний. Определение погрешностей измерений.
2. Взаимодействие тел.

Измерение скорости движения тела. Измерение массы тела неправильной
формы. Измерение плотности твердого тела. Измерение объема пустоты. Исследование зависимости силы тяжести от массы тела. Определение массы и веса воздуха. Измерение жесткости пружины. Измерение коэффициента силы трения
скольжения.
3. Давление. Давление жидкостей и газов
Исследование зависимости давления от площади поверхности. Определение давления твердого тела. Вычисление силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола. Определение массы тела, плавающего в воде. Определение
плотности твердого тела. Определение объема куска льда. Изучение условия плавания тел.
4.

Работа и мощность. Энергия

Вычисление работы и мощности, развиваемой учеником при подъеме с 1 на
3 этаж. Определение выигрыша в силе. Нахождение центра тяжести плоской фигуры. Вычисление КПД наклонной плоскости. Измерение кинетической энергии.
Измерение потенциальной энергии.
5. Тепловые явления и методы их исследования.
Определение удлинения тела в процессе изменения температуры. Применение теплового расширения для регистрации температуры. Исследование процессов плавления и отвердевания. Изучение устройства тепловых двигателей.
Приборы для измерения влажности воздуха.
6. Электрические явления и методы их исследования.
Определение удельного сопротивления проводника. Закон Ома для участка
цепи. Исследование и использование свойств электрических конденсаторов. Расчет потребляемой электроэнергии. Расчет КПД электрических устройств.
7. Электромагнитные явления.
Получение и фиксированное изображение магнитных полей. Изучение
свойств электромагнита. Изучение модели электродвигателя.
8. Оптика.
Изучение законов отражения. Наблюдение отражения и преломления света.
Изображения в линзах. Определение главного фокусного расстояния и оптической силы линзы. Наблюдение интерференции света. Решение задач на преломление света. Наблюдение полного отражения света.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
‑ развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся;
‑ мотивировать свои действия;
‑ выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;
‑ воспринимать речь учителя(одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
‑ оценивать собственную учебную деятельность:
‑ свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные:
‑ уметь работать по предложенным инструкциям;
‑ умение излагать мысли в четкой логической последовательности; анализировать собственную работу:
‑ соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать
меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.
Познавательные:

‑ ориентироваться в своей системе знаний:
‑ отличать новое от уже известного;
‑ перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате
совместной работы всего класса;
‑ уметь анализировать явления.
Коммуникативные:

‑ уметь работать в паре и коллективе;
‑ эффективно распределять обязанности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

‑ уметь пользоваться методами научного исследования явлений природы;
проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;
‑ обрабатывать результаты измерений; представлять результаты измерений
с помощью таблиц, графиков и формул;
‑ обнаруживать зависимости между физическими величинами;
‑ объяснять полученные результаты и делать выводы;
‑ оценивать границы погрешностей результатов измерений;
‑ уметь применять теоретические знания по физике на практике;
‑ решать физические задачи на применение полученных знаний;

‑ выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
‑ уметь докладывать о результатах своего исследования;
‑ участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы;
‑ использовать справочную литературу и другие источники информации.

Электронные
Коли
Наименование
Основные (цифровые) обра№
-черазделов и тем
Основное содержание
виды дея- зовательные реп/п
ство
программы
тельности сурсы
часов
Цена деления измерительного прибора. Определение ПрактичеПервоначальгеометрических размеров ская и
Библиотека ЦОК
ные сведения о
тела. Изготовление измери- экспери1
5
httos://m.edsoo.ru/
строении ветельного цилиндра. Измере- менталь7f416194
щества.
ние температуры тела.
ная
Измерение толщины листа работа
бумаги.
Физический
Ознакомление с цифровой
метод изучелабораторией "Точка роста"
ния природы:
Определение цены деления
2
2
беседа
теоретический
приборов, снятие показаи эксперименний. Определение погрештальный.
ностей измерений.
Измерение скорости движения тела. Измерение массы Практичетела неправильной формы. ская и
Библиотека ЦОК
ВзаимодейИзмерение плотности твер- экспери3
6
https://rn.edsoo.ru/
ствие тел.
дого тела. Исследование за- менталь7f416194
висимости силы тяжести от ная рамассы тела. Определение бота
массы и веса воздуха.
Определение
удлинения
тела в процессе изменения
Тепловые явтемпературы. Исследование
Библиотека ЦОК
ления и мепроцессов плавления и Экспери4
4
https://rn.edsoo.n1
тоды их
отвердевания.
Изучение мент
/7 f41S1се
исследования.
устройства тепловых двигателей. Приборы для измерения влажности воздуха.

Давление. Дав5 ление жидкостей и газов
6 Работа и мощность.
Энергия.

2

3

Электрические
явления и ме7
тоды их исследования.

2

Электро-маг8 нитные явления.

2

9

Оптика

7

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

17

ПрактичеИсследование зависимости ская и
Библиотека ЦОК
давления от площади по- экспериhttps://rn.edsoo.ru/
верхности.
Вычисление менталь7f416194
силы, с которой атмосфера
ная
давит на поверхность стола. работа
Вычисление работы и
Практиче- Библиотека ЦОК
мощности,
развиваемой ская и httgg: /m. cdsoo.ru
учеником при подъеме с 1на экспери- 7Г416194
3 этаж.
ментальная работа
Определение удельного со-Практи- Библиотека ЦОК
противления проводника. ческая ра-https://rn.edsoo.n1
/7 f41S1се
Расчет потребляемой элек-бота
троэнергии.
«Измерение полей. На базе
Центра "Точка Роста" ра-Практибота магнитного поля во-ческая ра-Библиотека ЦОК
круг проводника с током»: бота.
https://rn.edsoo.n1
датчик магнитного поля, два Наблюде- /7 f41Xсе
штатива, комплект прово-ние
дов, источник тока, ключ
Наблюдение отражения и
преломления света. Изображения в линзах. Определение главного фокусного
Библиотека ЦОК
Эксперирасстояния и оптической
https://rn.edsoo.ru
мент
силы линзы. Наблюдение
17 f41а4а6
интерференции
света.
Наблюдение полного отражения света.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Электронные цифровые
ПрактиВсего
Тема урока
образовательные
реческие сурсы
работы
Вводное занятие. Инструктаж по 1
0
технике безопасности.
Назначение, состав и возможности 1
Цифровая лаборатория
цифровой лаборатории Архимеда
Архимед
Установка программы INTlab. ИнЦифровая лаборатория
1
1
терфейс программы. Настройка реРадуга
гистратора данных
Мультидатчики. Подключение к
Цифровая лаборатория
2
компьютеру. Настройка парамет- 2
Радуга
ров и работа с графиками.
Экспериментальная работа № 1.
Цифровая лаборатория
1
Изучение силы трения. Определе- 1
Архимед. Лабораторные
ние коэффициента трения.
работы по физике.
Экспериментальная работа № 2.
Цифровая лаборатория
1
Изучение действия силы Архи- 1
Архимед. Лабораторные
меда.
работы по физике.
Экспериментальная работа № 3.
Цифровая лаборатория
1
1
Определение КПД наклонной плосАрхимед. Лабораторные
кости
работы по физике.
Цифровая лаборатория
Экспериментальная работа № 4. 1
1
Архимед. Лабораторные
Подвижный блок
работы по физике.
Цифровая лаборатория
Экспериментальная работа № 5. 1
1
Архимед. Лабораторные
Условия равновесия рычага
работы по физике.
Цифровая лаборатория
Экспериментальная работа № 6. 1
1
Архимед. Лабораторные
Плавление вещества
работы по физике.
Цифровая лаборатория
Экспериментальная работа № 7. 1
1
Архимед. Лабораторные
Температура кипения вещества.
работы по физике.
Решение задач на определение 1
1
влажности воздуха
Цифровая лаборатория
Экспериментальная работа №8. 1
1
Архимед. Лабораторные
«Измерение температуры тел»
работы по физике.

14
15
16
17
18

Экспериментальная работ № 9
«Измерение скорости движения
тел».
Экспериментальная работа №10
«Измерение массы 1 капли воды».
Экспериментальная работа № 11
«Исследование зависимости силы
тяжести от массы тела».
Экспериментальная работа № 13
«Измерение плотности
хозяйственного мыла».
Экспериментальная работа № 14.
Определение количества теплоты
при смешивании воды разной температуры
Экспериментальная работа №15.
Определение удельной теплоемкости вещества.
Экспериментальная работа №16.
Исследование зависимости силы
тока в проводнике от напряжения
на его концах.
Экспериментальная работа №17.
Определение сопротивления проводника.
Экспериментальная работа №18.
Работа и мощность электрического
тока

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

23 Экспериментальная работа №19.
Принцип работы электромагнита

1

1

Экспериментальная работа №20.
24 Теплопроводность твердого вещества

1

1

25 Экспериментальная работа №21.
Тепловое излучение.

1

1

26 Экспериментальная работа №22.
Изучение явления испарения.

1

1

19

20

21
22

Цифровая лаборатория
Архимед. Лабораторные
работы по физике.
Цифровая лаборатория
Архимед. Лабораторные
работы по физике.
Цифровая лаборатория
Архимед. Лабораторные
работы по физике.
Цифровая лаборатория
Архимед. Лабораторные
работы по физике.
Цифровая лаборатория
Архимед. Лабораторные
работы по физике.
Цифровая лаборатория
Архимед. Лабораторные
работы по физике.
Цифровая лаборатория
Архимед. Лабораторные
работы по физике.
Цифровая лаборатория
Архимед. Лабораторные
работы по физике.
Цифровая лаборатория
Архимед. Лабораторные1
работы по физике.

Экспериментальная работа №23.
27 Определение удельной теплоемкости вещества.

1

1

28 Экспериментальная работа №24.
Закон Ома для участка цепи.

1

1

Экспериментальная работа №25.
29 Электризация тел индукцией при
соприкосновении

1

1

30 Решение задач на применение
свойств электрических зарядов

1

1

31 Экспериментальная работа №26.
Мощность электрического тока

1

1

1

1

Экспериментальная работа №27.
32 Действие электрического поля на
проводники и диэлектрики.
33 Урок обобщения
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
34

31

Цифровая лаборатория
Архимед. Лабораторные
работы по физике.
Цифровая лаборатория
Архимед. Лабораторные
работы по физике.
Цифровая лаборатория
Архимед. Лабораторные
работы по физике.
Цифровая лаборатория
Архимед. Лабораторные
работы по физике.
Цифровая лаборатория
Архимед. Лабораторные
работы по физике.
Цифровая лаборатория
Архимед. Лабораторные
работы по физике.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».