МБОУ ООШ с.Чернозерье «Согласовано» Заместитель директора по учебной работе «Утверждаю» Директор МБОУ ООШ с.Чернозерье ________ / Е.Е.Сироткина/ _______ /О.В.Ши баева/ Приказ №49 от «30» августа 2023г. Рабочая программа по «Литературно-художественному чтению» Класс 2 Образовательная область: филология Составил учитель высшей категории Молчанова Н.В. 2023 г. Пояснительная записка Рабочая программа курса "Литературно-художественное чтение" для 2 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: -федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373; с изменениями (приказ Минобнауки РФ №1241 от 26.11.2010 г.)); -закона №273-ФЗ «Об образовании в РФ» -образовательной программы МБОУ ООШ с.Чернозерье; - авторской программы Климановой Л.Ф.«Литературное чтение»; В данную программу включены темы и произведения, предлагаемые в других учебных программах, а также дополнительный игровой материал. Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности, даёт ребёнку образцы правильного литературного языка, служит для того, чтобы помочь каждому ученику научиться самостоятельно вступать в диалог с различными "голосами" произведений, замечать любые творческие проявления учеников и создавать условия для их развития. Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении. Программа рассчитана на то, чтобы научить делать интерпретацию текста: Интонирование произведения (отрывка) вслух (выразительное чтение текста, позволяющее представить личную точку зрения исполнителя); Устное выступление перед слушателями по поводу прочитанного произведения (отзыв, высказывание читателя и слушателей); "раскадровка" текста с целью создания виртуального диафильма по сюжету художественного произведения; Чтение произведения по ролям; Драматизация произведения (постановка спектакля по изученной пьесе); Иллюстрирование произведений, прочитанных на занятиях и самостоятельно. Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления. Высокая эффективность методов, средств и форм обучения обосновывается следующими доводами: Соблюдаются основные дидактические принципы обучения: сознательность, доступность, наглядность, занимательность изучаемого материала. Тексты разнообразны по содержанию. Занятия способствуют повышению желания детей читать художественную литературу, что особенно актуально в наше время. Они способствуют воспитанию любви к русскому слову. Приобщаясь к художественной литературе, ребёнок приобретает новый вид внутренней психологической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, что закладывает основу всей последующей творческой деятельности. Ко второму классу учащиеся уже обладают определенным набором читательских знаний, умений и навыков, в достаточной мере позволяющих им ориентироваться в мире книг. Цель данного курса - мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, факультативный курс может и должен готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности. Задачи курса: обогащение внутреннего мира ребенка через книгу, новые мысли и новое понимание привычных явлений и вещей в свете переживаний прочитанного; расширение знаний о литературных произведениях; развитие интереса к художественной книге; развитие навыков глубокого понимания смысла художественного самостоятельного выбора книг для чтения; ознакомление с творчеством современных авторов; формирование информационной культуры личности учащихся. произведения и Этот курс необходим по ряду причин: 1. Количество базисных часов уменьшилось (с 5 часов - 4 часа в неделю, а с 3 класса- 3 часа). 2. Перенасыщенность информацией через телевидение, Интернет ослабила интерес детей к книге. 3. В программе по литературному чтению на произведения таких писателей, как Н. Носова, М. Пришвина, Н. Сладкова, В. Бианки и др. отводится мало часов, а ведь именно на их произведениях выросло не одно поколение детей. Эти произведения направлены на нравственное воспитание ребёнка. 4. Программа предполагает самостоятельный поиск произведений и их прочтение. Особенности организации уроков Подбор литературы для уроков литературно-художественного чтения осуществляется с учетом рекомендаций различных методических пособий, пожеланий учителей и учеников, с использованием календарей знаменательных дат (писатели-юбиляры, книги-юбиляры). Каждый учащийся в конце года получает рекомендательный аннотированный список литературы на лето. В начале учебного года проводится тестирование по этим спискам с целью определения самых старательных читателей. Победители получают в подарок книгу. Формы работы разнообразны: книжные выставки, беседы, обсуждения, КВН и т. д. Особое внимание уделяется громкому выразительному чтению, ведь дети учатся не только читать, но и слушать. Занятия по внеклассному чтению проводятся библиотекарями, но также их могут проводить и педагоги начальных классов. Подход к организации деятельности детей, связанной с книгами, следующий: учитель называет тему чтения за неделю до намеченного урока, на котором будет проводиться проверка качества работы учащихся с книгами. В течение периода времени от получения детьми темы для чтения до проведения урока по этой теме учитель периодически напоминает учащимся о задании, интересуется их успехами в поиске нужных книг, журналов, справочников. Дети, в свою очередь, находят соответствующую литературу и читают то, что имеет отношение к названной учителем теме предстоящего урока. Типичной и недопустимой ошибкой учителей является задание всем учащимся найти конкретную книгу. Это невыполнимо: более двадцати школьников одновременно должны найти столько же одинаковых книг! На перемене, предшествующей уроку, третьеклассники организуют выставку книг и знакомятся с ней. Таким образом, при работе с художественными и познавательными произведениями, а также с книгами у детей последовательно и комплексно совершенствуется навык чтения, формируются общеучебные умения и навыки, закладываются основы правильного типа читательской деятельности, а также осуществляется литературное образование учащихся, и при этом сверхзадачей является нравственное и духовное совершенствование личности. Работая по программе, ученики младших классов приобретают необходимые в этом возрасте навыки работы с книгой. В ходе регулярного общения с книгой и по поводу литературных произведений у детей формируются потребность в чтении и культура чтения, расширяется литературный кругозор. Место курса «Литературно-художественное чтение» в учебном плане Во 2 классе на факультативные занятия отводится 34 ч. - 1 ч. в неделю. Прогнозируемые результаты: выразительно, последовательно, самостоятельно или с помощью вопросов педагога передавать содержание литературных текстов драматизировать небольшие произведения; рассказывать наизусть стихотворения, передавать настроение произведения интонацией. Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: 1) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов. 2) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; 3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 4) формирование уважительного отношения к иному мнению. 5) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 9) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах; 6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; 7) использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Предметные результаты: Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире , культуре, первоначальных этических представлений , понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; Использование разных видов чтения(выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинноследственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части , озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных , учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование-создание текста по аналогии, рассуждение- письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта Тематическое планирование Тема № п/п 1 2 Устное народное творчество Литературные сказки Колво часов 5 11 Контро Практичес Электронный ресурс льные кие работы работы http://www.skazka.co 1 4 m.ru. http://www.skazka.co 1 10 m.ru. 3 https://m.edsoo.ru/8bc 4b542 1 https://m.edsoo.ru/8bc 4b542 1 6 https://m.edsoo.ru/8bc 4b542 1 https://m.edsoo.ru/8bc 4b542 3 https://m.edsoo.ru/8bc 4b542 3 4 Стихи русских поэтов об осени, зиме, весне Рассказы о животных 5 Стихи о детях и для детей 7 6 Мама – главное слово 1 7 Современные детские журналы, энциклопедии, справочники, коммиксы Твои защитники 3 1 1 Сочинение «Моя любимая книга» Список литературы на лето Итого 1 1 1 1 3 8 9 10 1 34 3 31 https://m.edsoo.ru/8bc 4b542 Календарно - тематическое планирование по литературно-художественному чтению 2 класс, 2 час в неделю, 34 часа Тема № п/п 1 Малые фольклорные жанры. На ярмарке Русские народные сказки Колво часов 1 1 2 Сказки А. С. Пушкина 1 Сказки русских писателей 1 Рассказы, сказки, басни Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского Стихи русских поэтов об осени Рассказы о животных В. Бианки, Н. Сладкова, Е Чарушина «Всё наоборот». Весёлые стихи Д. Хармса Стихи о детях и для детей С. Я. Маршака, А. Барто, С. Михалкова Сказки и стихи К. Чуковского Рассказы и сказки Н. Носова Стихи русских поэтов о зиме Современные детские журналы « Что? Где?, Когда?»: энциклопедии и справочники Комиксы 1 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Контро Практичес Электронный ресурс льные кие работы работы http://www.skazka.co 1 m.ru. http://www.skazka.co 1 m.ru. http://www.skazka.co 1 m.ru. http://www.skazka.co 1 m.ru. http://www.skazka.co 1 m.ru. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Все- все – все Алана Милна Творчество Э. Успенского 1 1 1 1 Творчество Г. Остера 1 1 15 16 17 18 https://m.edsoo.ru/8bc 4b542 https://m.edsoo.ru/8bc 4b542 https://m.edsoo.ru/8bc 4b542 https://m.edsoo.ru/8bc 4b542 http://www.skazka.co m.ru. https://m.edsoo.ru/8bc 4b542 https://m.edsoo.ru/8bc 4b542 https://m.edsoo.ru/8bc 4b542 https://m.edsoo.ru/8bc 4b542 https://m.edsoo.ru/8bc 4b542 https://m.edsoo.ru/8bc 4b542 https://m.edsoo.ru/8bc 4b542 https://m.edsoo.ru/8bc 4b542 Рассказы В. Драгунского 1 1 Твои защитники 1 1 Богатырские сказки. Былины Мама – главное слово 1 1 1 1 Сказки разных народов 1 Зарубежный фольклор 1 1 Литературные сказки зарубежных писателей. Сказки Ш. Перро Сказки Г.Х. Андерсена 1 1 1 1 Сказки братьев Гримм 1 1 1 1 28 Д. Р. Толкиен. «Хоббит, или Туда и обратно» 1 1 29 Д. Родари. «Приключения Чипполино» https://m.edsoo.ru/8bc 4b542 1 1 30 А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон» https://m.edsoo.ru/8bc 4b542 1 31 Обобщающий урок по литературным сказкам. Стихи о весне. 1 1 1 1 33 Сочинение «Моя любимая книга» 1 1 34 Список литературы на лето Итого 34 19 20 21 22 1 23 24 25 26 27 1 http://www.skazka.co m.ru. http://www.skazka.co m.ru. https://m.edsoo.ru/8bc 4b542 https://m.edsoo.ru/8bc 4b542 32 3 https://m.edsoo.ru/8bc 4b542 https://m.edsoo.ru/8bc 4b542 https://m.edsoo.ru/8bc 4b542 https://m.edsoo.ru/8bc 4b542 http://www.skazka.co m.ru. https://m.edsoo.ru/8bc 4b542 http://www.skazka.co m.ru. 31 https://m.edsoo.ru/8bc 4b542 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Учебники для обучающихся и учителя: 1. Кубасова О.В. Я хочу читать. Книга для чтения к учебнику по литературному чтению для 2 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. 2. Н. Н. Светловская, О. В. Джежелей Внеклассное чтение в 1 классе 1983г. – 3. Н. Н. Светловская, О. В. Джежелей Внеклассное чтение во 2 классе 1983г. 4. Н. Н. Светловская, О. В. Джежелей Внеклассное чтение в 3 классе 1983г. 5. И. Ф. Яценко Поурочные разработки по внеклассному чтению 2 класс 2007г 6. С. В. Кутявина Поурочные разработки по внеклассному чтению 3 класс 2007г 7. Е. С. Гостимская Внеклассное чтение 4 класс 2008г. 8. И. В. Блинова Внеклассное чтение 3-4 классы. Учим играя. 2008г. Дополнительная литература. 1. Родничок: Книга для внеклассного чтения в 3 классе. - 2-е изд. - Тула: Арктоус, 1996. - 223с.: ил. – 2. Родничок: Книга для внеклассного чтения в 4 классе. - Тула: Арктоус, 1997. - 316с.: ил. 3. Родничок: Книга для внеклассного чтения во 2 классе. - 3-е изд. - Тула: Арктоус, 1996. - 316с. Печатные пособия: 1) портреты писателей; 2) иллюстрации к литературным произведениям; 3) словари для учащихся начальных классов: орфографический, толковый; 4) детская периодика, энциклопедии. Информационно – техническое обеспечение Аудио- и видеоматериалы. 1. 100 лучших детских песен [Звукозапись]: вып.3 : диск 1. - М. : Фирма Мелодия : ТВИК-Лирек, 2002. - 1 CD. 2. Детские песни. Самые любимые [Звукозапись] / муз. : Шаинский В., Дунаевский М. и др. ; слова : Пляцковский М., Успенский Э. и др. ;исполн. : Румянова К., Воронина Т. и др. - М. : РМГ Рекордз, 2006. 1 CD (3 ч. 46 мин.). 3. Жила-была царевна [Звукозапись] : русские народные сказки / роли исп. : Синельников Г., Образцова Н., Кудрявцев И. и др. - М. : 1С-Паблишинг, 2006. - 1 CD (94 мин.). - (Аудиокниги). 4. Звездные сказки [Звукозапись] / Гримм Я., Гримм В., Пушкин А.С., Андерсен Г.Х. ; читают : Ситтель М., Лазарев А., Устинова Т., Сванидзе Н. - М. :Элитайл, 2005. - 1 CD (5 ч. 28 мин.). - (Аудиокнига). 5. Лучшие сказки для детей [Звукозапись] / Толстой А.К., Афанасьев А.Н., Ершов П., Серова М.М. ; читают : Коваленко В., Чекмарева Л., Смирнов В. и др. - М. : ТВИК, 2006. - 1CD (3 ч. 55 мин.). 6. Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты.- ООО «Кирилл и Мефодий», 2009. - 1 CD. 7. Русские народные сказки [Звукозапись] / читает : Басов И. - М. : Звуковая книга, 2003. - 1 CD (4 ч. 25 мин.). - (Сказки для детей). Электронные ресурсы https://m.edsoo.ru/8bc4b542 http://www.skazka.com.ru. Оборудование: Проектор, компьютер с колонками, экран. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ЧЕРНОЗЕРЬЕ, Шибаева Оксана Владимировна, Директор 18.10.23 07:22 (MSK) Сертификат E1B436931B9097F98A260E50F85594C0