рабочая программа по литературно-художественному чтению 2 кл

МБОУ ООШ с.Чернозерье

«Согласовано»
Заместитель директора по учебной работе

«Утверждаю»
Директор МБОУ ООШ с.Чернозерье

________ / Е.Е.Сироткина/

_______ /О.В.Ши баева/
Приказ №49
от «30» августа 2023г.

Рабочая программа по
«Литературно-художественному чтению»
Класс 2
Образовательная область: филология

Составил учитель высшей категории
Молчанова Н.В.

2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа курса "Литературно-художественное чтение" для 2 класса составлена на
основе следующих нормативно-правовых документов:
-федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
(утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373; с
изменениями (приказ Минобнауки РФ №1241 от 26.11.2010 г.));
-закона №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
-образовательной программы МБОУ ООШ с.Чернозерье;
- авторской программы Климановой Л.Ф.«Литературное чтение»;
В данную программу включены темы и произведения, предлагаемые в других учебных
программах, а также дополнительный игровой материал.
Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального
воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности, даёт ребёнку
образцы правильного литературного языка, служит для того, чтобы помочь каждому ученику научиться
самостоятельно вступать в диалог с различными "голосами" произведений, замечать любые творческие
проявления учеников и создавать условия для их развития.
Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания,
направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм
слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной
выразительности, используемой в произведении. Программа рассчитана на то, чтобы научить делать
интерпретацию текста:
Интонирование произведения (отрывка) вслух (выразительное чтение текста, позволяющее представить
личную точку зрения исполнителя);
Устное выступление перед слушателями по поводу прочитанного произведения (отзыв, высказывание
читателя и слушателей);
"раскадровка" текста с целью создания виртуального диафильма по сюжету художественного
произведения;
Чтение произведения по ролям;
Драматизация произведения (постановка спектакля по изученной пьесе);
Иллюстрирование произведений, прочитанных на занятиях и самостоятельно.
Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, беседа.
Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые
выступления.
Высокая эффективность методов, средств и форм обучения обосновывается следующими доводами:
Соблюдаются основные дидактические принципы обучения: сознательность, доступность, наглядность,
занимательность изучаемого материала.
Тексты разнообразны по содержанию.
Занятия способствуют повышению желания детей читать художественную литературу, что особенно
актуально в наше время.
Они способствуют воспитанию любви к русскому слову.
Приобщаясь к художественной литературе, ребёнок приобретает новый вид внутренней
психологической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, что
закладывает основу всей последующей творческой деятельности.
Ко второму классу учащиеся уже обладают определенным набором читательских знаний, умений
и навыков, в достаточной мере позволяющих им ориентироваться в мире книг.
Цель данного курса - мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя
читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному
самостоятельному выбору и чтению книг, факультативный курс может и должен готовить детей к
пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности
детей нормы морали и нравственности.
Задачи курса:
 обогащение

внутреннего мира ребенка через книгу, новые мысли и новое понимание привычных
явлений и вещей в свете переживаний прочитанного;
 расширение знаний о литературных произведениях;

 развитие интереса к художественной книге;
 развитие
навыков глубокого понимания

смысла художественного
самостоятельного выбора книг для чтения;
 ознакомление с творчеством современных авторов;
 формирование информационной культуры личности учащихся.

произведения

и

Этот курс необходим по ряду причин:
1. Количество базисных часов уменьшилось (с 5 часов - 4 часа в неделю, а с 3 класса- 3 часа).
2. Перенасыщенность информацией через телевидение, Интернет ослабила интерес детей к книге.
3. В программе по литературному чтению на произведения таких писателей, как Н. Носова, М.
Пришвина, Н. Сладкова, В. Бианки и др. отводится мало часов, а ведь именно на их произведениях
выросло не одно поколение детей. Эти произведения направлены на нравственное воспитание ребёнка.
4. Программа предполагает самостоятельный поиск произведений и их прочтение.
Особенности организации уроков
Подбор литературы для уроков литературно-художественного чтения осуществляется с учетом
рекомендаций различных методических пособий, пожеланий учителей и учеников, с использованием
календарей знаменательных дат (писатели-юбиляры, книги-юбиляры). Каждый учащийся в конце года
получает рекомендательный аннотированный список литературы на лето. В начале учебного года
проводится тестирование по этим спискам с целью определения самых старательных читателей.
Победители получают в подарок книгу.
Формы работы разнообразны: книжные выставки, беседы, обсуждения, КВН и т. д. Особое
внимание уделяется громкому выразительному чтению, ведь дети учатся не только читать, но и слушать.
Занятия по внеклассному чтению проводятся библиотекарями, но также их могут проводить и педагоги
начальных классов.
Подход к организации деятельности детей, связанной с книгами, следующий: учитель называет
тему чтения за неделю до намеченного урока, на котором будет проводиться проверка качества работы
учащихся с книгами.
В течение периода времени от получения детьми темы для чтения до проведения урока по этой
теме учитель периодически напоминает учащимся о задании, интересуется их успехами в поиске нужных
книг, журналов, справочников. Дети, в свою очередь, находят соответствующую литературу и читают то,
что имеет отношение к названной учителем теме предстоящего урока.
Типичной и недопустимой ошибкой учителей является задание всем учащимся найти конкретную
книгу. Это невыполнимо: более двадцати школьников одновременно должны найти столько же
одинаковых книг!
На перемене, предшествующей уроку, третьеклассники организуют выставку книг и знакомятся с ней.
Таким образом, при работе с художественными и познавательными произведениями, а также с
книгами у детей последовательно и комплексно совершенствуется навык чтения, формируются
общеучебные умения и навыки, закладываются основы правильного типа читательской деятельности, а
также осуществляется литературное образование учащихся,
и при этом сверхзадачей является нравственное и духовное совершенствование личности.
Работая по программе, ученики младших классов приобретают необходимые в этом возрасте
навыки работы с книгой. В ходе регулярного общения с книгой и по поводу литературных произведений
у детей формируются потребность в чтении и культура чтения, расширяется литературный кругозор.
Место курса «Литературно-художественное чтение» в учебном плане
Во 2 классе на факультативные занятия отводится 34 ч. - 1 ч. в неделю.
Прогнозируемые результаты:
выразительно, последовательно, самостоятельно или с помощью вопросов педагога передавать
содержание литературных текстов
драматизировать небольшие произведения;
рассказывать наизусть стихотворения, передавать настроение произведения интонацией.

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и
разнообразии природы, народов.
2) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на
основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
4) формирование уважительного отношения к иному мнению.
5) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о
нравственных нормах общения;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки
героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
9) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным
ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств
её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях,
энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного
построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в
устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при знавать различные точки зрения и право
каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное
поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества.
Предметные результаты:
Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций;
Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях,
окружающем мире , культуре, первоначальных этических представлений , понятий о добре и зле, дружбе,
честности; формирование потребности в систематическом чтении;
Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего
речевого развития, т.е овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа
художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий;
Использование разных видов чтения(выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и
оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;
Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками
для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую
аннотацию;
Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинноследственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части , озаглавливать их,
составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных ,
учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами
письменной речи (повествование-создание текста по аналогии, рассуждение- письменный ответ на
вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе
художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного
опыта

Тематическое планирование

Тема
№
п/п
1
2

Устное народное
творчество
Литературные сказки

Колво
часов
5
11

Контро Практичес Электронный ресурс
льные кие работы
работы
http://www.skazka.co
1
4
m.ru.
http://www.skazka.co
1
10
m.ru.
3
https://m.edsoo.ru/8bc
4b542
1
https://m.edsoo.ru/8bc
4b542
1
6
https://m.edsoo.ru/8bc
4b542
1
https://m.edsoo.ru/8bc
4b542
3
https://m.edsoo.ru/8bc
4b542

3

4

Стихи русских поэтов об
осени, зиме, весне
Рассказы о животных

5

Стихи о детях и для детей

7

6

Мама – главное слово

1

7

Современные детские
журналы, энциклопедии,
справочники, коммиксы
Твои защитники

3

1

1

Сочинение «Моя любимая
книга»
Список литературы на
лето
Итого

1

1

1

1

3

8
9
10

1

34

3

31

https://m.edsoo.ru/8bc
4b542

Календарно - тематическое планирование по литературно-художественному чтению
2 класс, 2 час в неделю, 34 часа
Тема
№
п/п
1

Малые фольклорные
жанры. На ярмарке
Русские народные сказки

Колво
часов
1
1

2
Сказки А. С. Пушкина

1

Сказки русских писателей

1

Рассказы, сказки, басни Л.
Н. Толстого и К. Д.
Ушинского
Стихи русских поэтов об
осени
Рассказы о животных В.
Бианки, Н. Сладкова, Е
Чарушина
«Всё наоборот». Весёлые
стихи Д. Хармса
Стихи о детях и для детей
С. Я. Маршака, А. Барто,
С. Михалкова
Сказки и стихи К.
Чуковского
Рассказы и сказки Н.
Носова
Стихи русских поэтов о
зиме
Современные детские
журналы
« Что? Где?, Когда?»:
энциклопедии и
справочники
Комиксы

1

3
4
5

6
7

8
9

10
11
12
13
14

Контро Практичес Электронный ресурс
льные кие работы
работы
http://www.skazka.co
1
m.ru.
http://www.skazka.co
1
m.ru.
http://www.skazka.co
1
m.ru.
http://www.skazka.co
1
m.ru.
http://www.skazka.co
1
m.ru.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Все- все – все Алана
Милна
Творчество Э. Успенского

1

1

1

1

Творчество Г. Остера

1

1

15
16
17
18

https://m.edsoo.ru/8bc
4b542
https://m.edsoo.ru/8bc
4b542
https://m.edsoo.ru/8bc
4b542
https://m.edsoo.ru/8bc
4b542
http://www.skazka.co
m.ru.
https://m.edsoo.ru/8bc
4b542
https://m.edsoo.ru/8bc
4b542
https://m.edsoo.ru/8bc
4b542
https://m.edsoo.ru/8bc
4b542

https://m.edsoo.ru/8bc
4b542
https://m.edsoo.ru/8bc
4b542
https://m.edsoo.ru/8bc
4b542
https://m.edsoo.ru/8bc
4b542

Рассказы В. Драгунского

1

1

Твои защитники

1

1

Богатырские сказки.
Былины
Мама – главное слово

1

1

1

1

Сказки разных народов

1

Зарубежный фольклор

1

1

Литературные сказки
зарубежных писателей.
Сказки Ш. Перро
Сказки Г.Х. Андерсена

1

1

1

1

Сказки братьев Гримм

1

1

1

1

28

Д. Р. Толкиен. «Хоббит,
или Туда и обратно»

1

1

29

Д. Родари. «Приключения
Чипполино»

https://m.edsoo.ru/8bc
4b542

1

1

30

А. Линдгрен. «Малыш и
Карлсон»

https://m.edsoo.ru/8bc
4b542

1

31

Обобщающий урок по
литературным сказкам.
Стихи о весне.

1

1

1

1

33

Сочинение «Моя любимая
книга»

1

1

34

Список литературы на
лето
Итого

34

19
20
21
22
1

23
24
25

26
27

1

http://www.skazka.co
m.ru.
http://www.skazka.co
m.ru.
https://m.edsoo.ru/8bc
4b542

https://m.edsoo.ru/8bc
4b542

32

3

https://m.edsoo.ru/8bc
4b542
https://m.edsoo.ru/8bc
4b542
https://m.edsoo.ru/8bc
4b542
https://m.edsoo.ru/8bc
4b542
http://www.skazka.co
m.ru.
https://m.edsoo.ru/8bc
4b542
http://www.skazka.co
m.ru.

31

https://m.edsoo.ru/8bc
4b542

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебники для обучающихся и учителя:
1. Кубасова О.В. Я хочу читать. Книга для чтения к учебнику по литературному чтению для 2 класса
общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007.
2. Н. Н. Светловская, О. В. Джежелей Внеклассное чтение в 1 классе 1983г. –
3. Н. Н. Светловская, О. В. Джежелей Внеклассное чтение во 2 классе 1983г.
4. Н. Н. Светловская, О. В. Джежелей Внеклассное чтение в 3 классе 1983г.
5. И. Ф. Яценко Поурочные разработки по внеклассному чтению 2 класс 2007г
6. С. В. Кутявина Поурочные разработки по внеклассному чтению 3 класс 2007г
7. Е. С. Гостимская Внеклассное чтение 4 класс 2008г.
8. И. В. Блинова Внеклассное чтение 3-4 классы. Учим играя. 2008г.
Дополнительная литература.
1. Родничок: Книга для внеклассного чтения в 3 классе. - 2-е изд. - Тула: Арктоус, 1996. - 223с.: ил. –
2. Родничок: Книга для внеклассного чтения в 4 классе. - Тула: Арктоус, 1997. - 316с.: ил.
3. Родничок: Книга для внеклассного чтения во 2 классе. - 3-е изд. - Тула: Арктоус, 1996. - 316с.
Печатные пособия:
1) портреты писателей;
2) иллюстрации к литературным произведениям;
3) словари для учащихся начальных классов: орфографический, толковый;
4) детская периодика, энциклопедии.
Информационно – техническое обеспечение
Аудио- и видеоматериалы.
1. 100 лучших детских песен [Звукозапись]: вып.3 : диск 1. - М. : Фирма Мелодия : ТВИК-Лирек, 2002. - 1
CD.
2. Детские песни. Самые любимые [Звукозапись] / муз. : Шаинский В., Дунаевский М. и др. ; слова :
Пляцковский М., Успенский Э. и др. ;исполн. : Румянова К., Воронина Т. и др. - М. : РМГ Рекордз, 2006. 1 CD (3 ч. 46 мин.).
3. Жила-была царевна [Звукозапись] : русские народные сказки / роли исп. : Синельников Г., Образцова
Н., Кудрявцев И. и др. - М. : 1С-Паблишинг, 2006. - 1 CD (94 мин.). - (Аудиокниги).
4. Звездные сказки [Звукозапись] / Гримм Я., Гримм В., Пушкин А.С., Андерсен Г.Х. ; читают : Ситтель
М., Лазарев А., Устинова Т., Сванидзе Н. - М. :Элитайл, 2005. - 1 CD (5 ч. 28 мин.). - (Аудиокнига).
5. Лучшие сказки для детей [Звукозапись] / Толстой А.К., Афанасьев А.Н., Ершов П., Серова М.М. ;
читают : Коваленко В., Чекмарева Л., Смирнов В. и др. - М. : ТВИК, 2006. - 1CD (3 ч. 55 мин.).
6. Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты.- ООО «Кирилл
и Мефодий», 2009. - 1 CD.
7. Русские народные сказки [Звукозапись] / читает : Басов И. - М. : Звуковая книга, 2003. - 1 CD (4 ч. 25
мин.). - (Сказки для детей).
Электронные ресурсы

https://m.edsoo.ru/8bc4b542
http://www.skazka.com.ru.
Оборудование:
Проектор, компьютер с колонками, экран.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С.ЧЕРНОЗЕРЬЕ, Шибаева Оксана Владимировна, Директор

18.10.23 07:22 (MSK)

Сертификат E1B436931B9097F98A260E50F85594C0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».